Дата публикации: 08 июля 2019
В XII веке на Руси начали строить первые палубные суда. Они были предназначены для размещения воинов. Известно, что у славян были самые разные суда. Например, одно из самых известных - шитик. Это плоскодонное судно с навесным рулем, которое было оснащено веслами и мачтой с прямым парусом. У карбаса было две мачты, которые несли шпринтовые или прямые рейковые паруса. Три мачты имела поморская ладья, парус у нее был прямой. Занятной яйцевидной формы была подводная часть корпуса раньшины. За счет этого она могла плавать даже при сжатии льдами, так как в этом случае ее буквально выдавливало на поверхность. Судно не подвергалось деформации, а при расхождении льдов вновь могло погрузиться в воду.
История кораблестроения в средние века на Руси отличается появлением организованного судостроения. Считается, что оно возникло в XV веке, когда верфь для промысловых судов была основана на базе Соловецкого монастыря. В XVI-XVII веках запорожские казаки начали массово строить "Чайки", на которых отправлялись в рейды на турок. Методика была схожа с той, что применяли киевляне. Они стремились увеличить размер судна к середине. Для этого при долблении, с боков прибивали несколько досок. Новые центры в истории кораблестроения в России появляются при Иване Грозном при взятии им Астрахани и Казани. При Борисе Годунове были предприняты первые попытки основать военный флот. Правда, они потерпели неудачу.
В 1634 году на верфи в Нижнем Новгороде было построено первое в нашей стране морское судно зарубежной конструкции. Это сыграло важную роль в истории развития кораблестроения. Это был корабль под названием "Фридерик". К 1669 боярином Ордин-Нащокиным было завершено строительство судна «Орел»
Особенности кораблестроения на Руси На Руси были свои традиции изготовления судов. Для их постройки не приглашались голландские кораблестроители, наше искусство судостроения было ничем не хуже европейского. К тому же русские корабли отличались тем, что они сразу были приспособлены к определенным условиям.
Указ императора Петра I нижегородскому вице-губернатору Ю.А. Ржевскому о строительстве верфи в Нижнем Новгороде (1722 г.)
Регулярный военный флот был создан в 1696 году, когда царская Дума постановила «Морским судам быть!» Этому предшествовали азовские походы, когда русский флот впервые принял участие в военных действиях и одержал победу.
Впервые император пришел на Волгу в мае 1695 года, спустившись по Оке на стругах. Поход был вызван необходимостью обеспечить безопасность южных окраин государства. А для этого нужно было овладеть берегами Азовского моря. Погода не благоприятствовала: дули сильные ветра, приходилось с трудом продвигаться при необычно большом весеннем разливе. Флотилия состояла из 100 судов с войском и до 40 стругов, занятых артиллерией со 104 мортирами и 44 голландскими пищалями. Достигнув устья Оки, она остановилась у Нижнего.
Петр Великий, утомленный плаванием в ненастную бурную погоду (а главное, из-за того, что нужно было перегрузить артиллерию с мелких судов на более крупные волжские), задержался в Нижнем на неделю. Широко разлилась в том году Волга, что стало предметом особой заботы царя. Им было принято конкретное решение — перегрузить артиллерию и боеприпасы из 40 не очень надежных барж-коломенок на девять волжских судов-паузков. Надо полагать, что для осуществления этой операции пришлось проводить переговоры с нижегородскими судовладельцами, подобрать кормчих и «ярыжных» — матросов парусного в ту пору волжского флота.
Недельное пребывание Петра I в волжском городе окончилось 23 мая 1695 года. (Останавливался он в доме некоего Чатыгина, сохранившемся до нашего времени и ныне называемом «Петровским»). Следует отметить, что на этот раз императору, занятому предпринятым военным делом, было не до судоходства, потому его недолгое пребывание на Волге не имело заметных последствий для местного промысла.
Только в конце своей жизни, при вторичном посещении Волги во время Персидского похода, он имел возможность ознакомиться с волжским судостроением и судоходством более внимательно. Его флотилия снова появилась под стенами Нижегородского кремля 26 мая 1722 года, 27 лет спустя. Известно, что в том походе приняли участие 274 судна и 170 стругов с 22 тысячами пехотинцев, а также 22 тысячи кавалеристов, войско кабардинцев и казачество.
В этот приезд государь с императрицей останавливался на нижнем посаде, в доме Григория Строганова. День был посвящен осмотру нижегородских пристаней и стоявших на них купеческих судов. Первым делом Петра Великого стал осмотр флотилии, предназначенной для похода. Также он обратил внимание на стоявшие на нижегородском рейде «партикулярные суда», причем с чувствительным неудовольствием видел их почти все старым манером сделанные, гневался на закоренелую упорность промышленников и на губернатора и издал по этому поводу особый своеручный указ.
Император не совсем остался доволен конструкцией судов, которые осмотрел: они не могли выходить в море. И он «повелел учредить в Нижнем верфь и на Волге строить морские суда, потому что сей город стоит на середине сея великия реки и на устье Оки, и потому отовсюду стекаются в оной торговые как бы в центр и второе — посредством сих рек обосновать Российскую торговлю с богатыми тамошнеми Индейскими областями»…
А накануне, 18 апреля 1722 года, Петром I был подписан указ специально для коренной Волги: «Чтоб судам от Нижнего, которые ходят в низ, быть всем таким, чтоб и на море годились, как эверсы и новые романовки, и чтоб сие правление отдать в партикулярной верфи ведение».
Цели и задачи, которые преследовал император, были правильные и благородные, но, к сожалению, он не учел волжского мелководья в межень, и потому все его указы о постройке морских судов здесь должны были остаться на бумаге. И только в январе 1723 года Петр I, осознав свою ошибку, дал разрешение строить крупные волжские суда по усмотрению промышленников.
В связи с этим он сделал целый ряд резолюций по курсу судостроения: «Романовки делать по образцу, а другие суда, которые больше, делать маниром каким хотят, только чтоб были укреплены следующим образом. Лес на суда всегда рубить с ноября месяца, и чтобы меньше года после рубки не делали, а особливо досок, хотя бы двухгодовалы а что более, то лучше, дабы высохли. А когда высохнут и выконопачены будут, то не токмо рассохнутся, но еще от воды разбухнут и конопать сдавят. А со скобками отнюдь не делать. Делать оные суда не образом только, но делом, чтобы были крепки и добрым мастерством».
Даже при всей необозримости лесных богатств страны Петр I , отлично знакомый с печальным опытом европейского лесопользования, не желал его повторения в России. Жесткие законы на время приостановили хищническое (а порой бездумное и бесцельное) истребление лесов . Царь требовал экономно использовать древесину и везде, где только возможно, применять ее наименее ценные виды, не исключая и отходов.
Первые запреты и ограничения были введены на заповедные породы деревьев, годные для корабельного строения: вяз, дуб, ильм, лиственницу, сосну, ясень. Позже была запрещена вырубка лесов по берегам рек. В городах разрешалось рубить лес только на месте будущего дома, оставляя перед строениями рощицы.
Суда новой конструкции он назвал «рейсшифъ», которые позднее получили название знаменитых волжских расшив. Сначала для постройки таких судов верфь была учреждена на Оке, у села Черного, впоследствии они строились в Нижнем Новгороде, Балахне, Горбатове, Васильсурске, Костроме и Казани из широких и толстых еловых брусьев.
Расшивы надолго оставались образцом непревзойденной формы деревянного судостроения XVIII и XIX столетий и свое значение утратили постепенно, с введением пароходства. Впоследствии расшивы послужили основой при разработке новых типов речных судов. Они были необыкновенно красивы, оформлены корабельной резьбой, в украшении использовались яркие краски. Вверх же эти суда поднимались при помощи бурлаков.
…30 мая (по иным источникам 29-го) 1722 года Петр праздновал свое 50-летие. Весь этот день в Нижнем раздавалась пушечная пальба. Государь слушал литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, где сам пел на клиросе вместе с певчими и читал «Апостол». После обедни он спустился к гробнице Минина и, поклонившись до земли, сказал: «Вот истинный избавитель России».