Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова

Дата публикации: 18 декабря 2020

«Мост памяти - города Трудовой Доблести и люди героического труда» Проект направлен на формирование позитивного исторического облика России, как экономически значимого государства с огромным энергетическим, промышленным и интеллектуальным потенциалом.

 

Военно-стратегическое положение Саратова 

в период Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Саратов являлся ведущим центром военной промышленности и военных коммуникаций (железнодорожный узел, река Волга) на востоке европейской части СССР. Военно-экономический потенциал его значительно вырос в связи с эвакуаций сюда из западных и центральных районов СССР около 80 промышленных предприятий. Военно-политическое значение города усилилось в связи с переводом из Куйбышева штаба Приволжского военного округа, который в годы Великой Отечественной войны включал территории Саратовской, Куйбышевской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской областей и частично Орловской, Курской и Сталинградской областей РСФСР.

С октября 1941 г. по январь 1942 г. в Саратове размещались аппараты Президиума Верховного Совета и Совнаркома РСФСР, что временно превращало его во вторую столицу России. Кроме того, в городе в эвакуации находились правительственные учреждения, ряд вузов и театров Украинской ССР, Московский художественный академический театр (МХАТ), Московская консерватория, Ленинградский государственный университет. Вследствие эвакуационных процессов население Саратова увеличилась с 372 тыс. накануне войны до 498 тыс., по данным на начало 1943 г. Все это привело к тому, что постановлением ГКО от 21 февраля 1942 г. Саратов был отнесен к числу режимных местностей первой категории. 

Учитывая возросшую стратегическую роль Саратова и возможность прорыва к нему сухопутных войск противника или воздействия немецко-фашистской авиации на его объекты, осенью 1941 г. советским руководством были приняты меры по обеспечению военной защиты города и области. 13 октября 1941 г. Государственный комитет обороны выносит постановление № 782сс о возведении на подступах к Саратову оборонительных сооружений. Всего в период с октября 1941 г. по март 1943 г. были построены 6 линий оборонительных рубежей общей протяженностью свыше 600 километров. На оборонительных рубежах возведено 435 километров противотанковых препятствий (рвы, эскарпы, завалы), около 2 тыс. дотов и дзотов, огневые сооружения открытого типа. На основании постановления ГКО от 9 ноября 1941 г. создается Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО, в состав которого входили зенитные, прожекторные и другие войсковые подразделения, а в оперативном подчинении находилась 144-я истребительная авиационная дивизия ПВО. По решению СНК РСФСР от 12 ноября 1941 г. Саратов включался в число городов-пунктов ПВО, с созданием штабов и формирований МПВО на постоянной основе. В формированиях местной противовоздушной обороны (участковые и объектовые команды, группы самозащиты) состояло до 30 тысяч саратовцев. С 14 ноября 1941 г. и до конца 1943 г. в Саратове действовал режим угрожаемого положения с воздуха. Координация усилий военных и гражданских учреждений региона в интересах ведения войны осуществлялась Саратовским городским комитетом обороны, который был создан по решению ГКО № 830с от 22 октября 1941 г., во главе с первым секретарем обкома ВКП(б) (И.А. Власов, П.Т. Комаров).

С началом войны Саратов и область стали одним из центров формирования частей и соединений Красной Армии. До конца 1942 г. в регионе было сформировано 28 дивизий и бригад, а всех частей, соединений и различных военных учреждений – свыше 500. Саратовская пристань являлась одной из баз Волжской военной флотилии, принимавшей участие в боевых действиях летом-осенью 1942 г. в районе Сталинграда. В Саратове дислоцировалось более 10 (всего в области 32) различных военно-учебных заведений (училища, школы, курсы), осуществивших подготовку нескольких десятков тысяч командных кадров. Только 1-е и 2-е танковые училища за военное время выпустили 11226, саратовские пехотные – около 4 тысяч, пограничное училище – свыше 5 тысяч офицеров. В 1942-1944 гг. в Саратове находилась специальная школа Украинского штаба партизанского движения.

В период Сталинградской битвы (июль 1942 – февраль 1943 гг.), когда линия фронта пролегала в 300 километрах от города, Саратов находился на военном положении. Он был включен в зону оперативного тыла Сталинградского, затем Донского фронтов, а железнодорожный узел города приобрел статус фронтовой распорядительной станции. Ввиду непосредственной близости к местам боев здесь размещались пункты переформирования войск, тыловые учреждения, склады снабжения и ремонтно-технические базы действующей армии. В общей сложности через область во второй половине 1942 – начале 1943 г. было перемещено к театру военных действий свыше 500 тыс. солдат и офицеров Красной Армии. В городе была развернута мощная сеть военных госпиталей. 

В 1942 и 1943 гг. промышленные и транспортные объекты города подверглись массированным бомбардировкам врага. В результате 25 крупных бомбардировочных налетов на город было сброшено 1131 фугасная и 5850 зажигательных авиабомб, возникло 250 пожаров и 416 загораний. Материальный ущерб от авианалетов составил 200 миллионов рублей (для сравнения отпускная цена самолета-истребителя составляла 105 тыс. рублей). Жертвами фашистских бомбардировок среди гражданского населения в городе, как показывают подсчеты, стали около 480 человек убитыми и более 500 ранеными. В небе над Саратовом было сбито 16 немецких самолетов. 

 

Оборонно-промышленный комплекс Саратова – на службе фронта

Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В этот период были построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий и шарикоподшипниковый др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина (бывший Гантке). По данным органов статистического учета, количество рабочих, занятых в  промышленности Саратова увеличилось за это время в 5 раз и составило около 68 тыс. человек, основные фонды выросли в 9 раз, выпуск продукции – в 12 раз.. Накануне Великой Отечественной войны (1937 г.) комбайновый завод был перепрофилирован на выпуск боевых самолетов. Еще 8 других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам.

С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова были переведены на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудованияпочти 80 промышленных предприятий (всего в область около 100 предприятий) из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны. Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования (около 6 тыс. станков) стало одним из ярких примеров трудового героизма саратовцев, организационно-управленческих усилий руководства региона. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования. Эвакуированные из Тулы оружейные заводы № 66 и № 314 (427 станков) слились с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения. Харьковский завод «Серп и молот» (384 единиц оборудования) обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Ленинградский завод «Ленинская искра» сливался с саратовским заводом № 236 (свинцовых аккумуляторов) В то же время на базе эвакуированных производств в Саратове возникло 8 крупных и около 20 средних предприятий. Из них наиболее значимыми предприятиями являлись заводы № 306 (его образовали 6 заводов из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева), № 205 им. Хрущева (Москва), № 572 (Ленинград), № 180 (Киев, Ижора, Ленинград, Дарница), № 702 (эбонитовый) (Ленинград), швейная фабрика «Знамя индустриализации» (Витебск). Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Орджоникидзе. 

Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. человек и 388 различных предприятий пищевой, легкой, мукомольной, местной и другой промышленности, где трудились еще 34 тысячи работников. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные иартиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г. объем выпуска военной продукции на предприятиях Саратова вырос более чем 5 раз, а всего за годы войны промышленность выпустила продукции на сумму в 7,5 млрд. рублей. 

Наибольший объем военной продукции приходится на предприятия авиационного кластера, который включал в себя самолетостроительный завод № 292, агрегатный № 306, электроприборостроительный № 213, винтовой № 167, клеевой № 307, на которых только рабочих насчитывалось более 16 тыс. человек. 

Завод № 292 (директор И.С. Левин) являлся головным предприятием НКАП по выпуску самолетов-истребителей Як-1 и Як-3. В 1941-1945 гг. заводом было произведено 13569 боевых машин, т.е. почти каждый четвертый советский самолет-истребитель. В 1942 г., когда многие эвакуированные авиационные заводы только восстанавливались на новых местах, его производство составляло почти 14% выпуска самолетов всех типов в СССР. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г.). Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. завод был почти полностью разрушен и стоял вопрос об отправке его оборудования и производственного персонала в другой регион. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. По окончании Великой Отечественной войны он был снова награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 г.). Кроме того, коллектив завода № 292 16 раз в ходе войны получал Красное знамя ГКО, в мае 1945 г. оно было передано ему на вечное хранение. 

Большая часть заводов, выпускавших товары народного потребления были переделаны уже в начале 1941 года, под выпуск патронов, снарядов, мин и другой военной атрибутики, необходимой для фронта.

 

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. С. Орджоникидзе

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. С. Орджоникидзе

Вновь созданный завод № 306 (ныне Саратовское электроагрегатное производственное объединение) уже к концу 1941 г. освоил производство сложных агрегатов для авиамоторов (магнето), которыми снабжались все без исключения моторостроительные предприятия авиационной отрасли. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Красной Звезды

Завод № 213 им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. освоил производство боеприпасов. 9 раз ему вручалось Красное знамя ГКО, 15 мая 1946 г. оно было заводу передано на вечное хранение. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Ленина.

Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 (директор В.С. Буторин). Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство. По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 г. ГПЗ-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За время войны завод выпустил почти 18 млн. штук шарикоподшипников.

К числу крупнейших предприятий Саратовской области относился в годы Великой Отечественной войны крекинг-завод № 416 им. С.М. Кирова (директор Б.П. Майоров), осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг., завод произвел более 3 млн. тонн горючего. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны I степени. А до этого все второе полугодие 1943 г. удерживал Красное знамя ГКО и еще четырежды получал его в 1944 г.

Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. Единственный в стране завод щелочных аккумуляторов (№ 195) за военный период произвел 195 тыс. единиц продукции. Еще в большем количестве было произведено свинцовых аккумуляторов на заводе № 236.21 июля 1943 г. ему было присуждено Красное знамя ГКО, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1944 г. с формулировкой «за успешное выполнение правительственных заданий по обеспечению танковой промышленности и Красной Армии необходимой продукцией» награжден орденом Ленина

Кроме указанных выше предприятий, во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды была награждена саратовская военно-картографическия фабрика Наркомата обороны СССР(Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г.).

В конце 1941 г. в кооперации с другими саратовскими предприятиями на заводе № 614 был налажен выпуск противотанковых ружей Симонова. Только в 1942 г. их было произведено 35200 штук, что составило более 14% общесоюзного производства. В 1944 г. завод перешел на выпуск артиллерийских систем. В 1985 г. это предприятие, ставшее Саратовским агрегатным заводом, былонаграждёноорденом Отечественной войны I степени.Исключительно на производство боеприпасов были ориентированы саратовские заводы № 311 (бронебойно-трассирующий 37 мм.снаряд), № 572 (взрыватели К-6, К-20, В-179, снаряды малокалиберной артиллерии), «Серп и Молот» и № 45 (корпуса снарядов). Выпуск снарядов, мин и гранат осуществлялся также на многих других предприятиях Саратова, где эта продукция была не основной – заводы № 180, № 205, 348.

Крупным предприятием наркомата танковой промышленности являлся завод № 180, где трудилось более 1,5 тыс. человек. До 1944 г. этот завод изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60 и Т-70, а также 1141 бронебашню для СУ-152 и ИС-152, осуществил ремонт 1154 корпусов танка Т-34. Основным видом продукции завода № 205 им. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн. штук корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 («катюши»). За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. заводу вручено переходящее Красное знамя ГКО. 

Нефтеперерабатывающий, Авиационный, Шарикоподшипниковый, аккумуляторные заводы, завод им. С. Орджоникидзе.Это одни из ключевых оборонных предприятий всей нашей страны в те годы. Саратовский крекинг например, дал фронту более 1/4 часть топлива потраченного за все время войны. Не меньший вклад внесли и остальные предприятия. А одна треть самолетов в войну было выпущено в нашем городе. Почти 13600 самолетов марки Як-1 и Як-3 были изготовлены в Саратове 

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. С. Орджоникидзе

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. С. Орджоникидзе


 

Заводы № 702 и № 744 наркомата резиновой промышленности освоили в 1941-1942 гг. производство эбонитовых корпусов (банок) для свинцовых аккумуляторов и изделий из синтетического каучука. На саратовских швейных фабриках № 2 «Знамя индустриализации» и им. Крупской было пошито 1,3 млн. армейских шинелей, миллионы гимнастерок и других предметов солдатского обмундирования. Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. 

В августе 1942 – феврале 1943 гг., когда Саратовская область находилась на военном положении, основная часть выпущенной предприятиями города продукции отправлялась войскам сталинградских фронтов. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. корпусов снарядов, 8 тыс. корпусов авиабомб, 3665 головок к снарядам, 466 тыс. корпусов гранат, 18 тыс. корпусов мин, 13110 мин, 900 тыс. взрывателей, 125 минометов, 105 корпусов танка, 362 тыс. подшипников, 200 универсальных пулеметных станков. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам. По просьбе командования Сталинградского фронта авиационный завод (№ 292) изготовил 250 зенитных установок для пушек и пулеметов. Осенью 1942 г. на 51 предприятии Саратова было размещено производство изделий и инструментов, необходимых для наведения переправ через Волгу. За короткий срок было изготовлено 1 млн. железных скоб, штырей и креплений, 230 т металлических поковок, 10 т болтов, свыше 100 тыс. топоров, лопат и кирок, 936 т цепей. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. В.И. Ленина, судоремонтного и др. получили благодарности от командования Донского и Сталинградского фронтов. В 1942 г. большинство фабрик и заводов области выполнили государственный план и произвели продукции на 23% больше, чем в 1941 г. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями.

 

Трудовой героизм саратовцев годы Великой Отечественной войны 

С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. Уже 2 июля 1941 г. в областной газете «Коммунист» появилось сообщение с котельного завода о выполнении рабочими Гаврилиным и Васильевым дневного производственного задания на 250-300%. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую – за товарища, ушедшего на фронт». Первым «тысячником», о котором узнали в Саратове, стал токарь авиационного завода № 292 Н. Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. 1778% задания. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д.П. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. насчитывалось свыше 39,5 тыс. стахановцев, ударников и двухсотников. 

 

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. С. Орджоникидзе

Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. С. Орджоникидзе

Инициатором другого массового трудового патриотического движения – борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою!», стал в Саратове мастер авиационного завода И.А. Самсонов. Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. получает звание фронтовой, а затем многие месяцы удерживала в соревновании переходящее Красное знамя. И.А. Самсонов в 1942 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 

130 работников авиационного завода № 292 согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1942 г. первыми в Саратове удостоились за свой труд высоких правительственных наград. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В.Н. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Этим же указом орденами и медалями награждались работники других саратовских предприятий авиационного комплекса: № 306 – кузнец Я.М. Малеванный, мастер М.Ф. Якименко, автоматчик М.Ф. Марунченко (всего 29 человек); № 213 – мастер Ф.И. Иевлев, Е.В. Полестеров, И.О. Яворук (всего 64 человека).

Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И.С. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И.С. Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда?». В сентябре и октябре 1942 г. на заводе была достигнута самая большая суточная и месячная сдача самолетов за годы войны (до 13 машин ежедневно). За три месяца – август, сентябрь, октябрь – 1942 г. завод изготовил и отправил на фронт на пять полков истребителей больше, чем за второе полугодие 1941 г. Производственный план 1942 г. заводом был выполнен к 11 декабря. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия.

Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. В результате налета было разрушено более 70% производственных площадей, 60% оборудования, незавершенное производство, оснастка. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов. План сентября 1942 г. завод выполнил на 132,8% и снова завоевал переходящее Красное знамя ГКО. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3.

Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. за производственные успехи были награждены орденами и медалями 26 рабочих и служащих завода. В октябре 1944 г. еще были награждены 33 передовика этого предприятия. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых. Лучшей не только на заводе, но во всей шарикоподшипниковой промышленности СССР являлась бригада цеха № 4, возглавляемая А.Е. Козловым. В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад.

Как и на всех предприятиях города, на крекинг-заводе (завод № 416) имелось большое число тех работников, которые значительно перевыполняли нормы, в составе бригад боролись за звание фронтовых, неоднократно отмечались правительственными наградами. В частности, в январе 1944 г. их получили 29 человек. Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. механика завода Н.Ф. Шурбина и др. по усовершенствованию технологического процесса дало самую большую в отрасли экономию – 3 млн. рублей. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период (летом-осенью 1942 г. и летом 1943 г.) приходилось работать с риском погибнуть в огне пожаров от возгорания нефтепродуктов во время вражеских бомбардировок.

Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности. Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. имелось около 3100 рабочих и служащих, из них 1926, т.е. почти две трети, являлись стахановцами и ударниками. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Так, за внедрение в производство новых методов обработки изделий, давших высокий рост производительности труда, стахановка швейной фабрики № 3 Н.Н. Цицина в 1943 г. была награждена орденом «Знак Почета».

В целом заводам Саратова 94 раза присуждались знамена ГКО, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС. 3500 рабочих, инженеров, руководящих работников промышленности были награждены орденами и медалями.

В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. возник топливный кризис. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г. 18-ти километрового газопровода от месторождений у села Елшанка до СарГРЭС. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась. К примеру, если в 1942 г. работало всего три скважины, давшие 10 тыс. т газа, то в 1944 г. действовало уже 19 скважин и было добыто более 250 тыс. т горючего. Осенью 1943 г. была проложена вторая ветка газопровода от Елшанки, что позволило в необходимых объемах газ получать крупным предприятиям Саратова. В 1944 г. по решению ГКО началось строительство газовой магистрали Саратов-Москва. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. куб. м газа, что было эквивалентно 775 тыс. т каменного угля.

За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. вагонов с войсками и грузами. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. бомб. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. осуществлялось усиление линий Урбах-Астрахань, Ершов-Пугачев, Анисовка-Урбах, Урбах-Илецк, по которым направлялось большинство грузов и войск для Сталинградского фронта, и сооружался участок Саратов-Сталинград рокадной железной дороги, протяженностью более 300 км. В августе-сентябре 1942 г. новая железная дорога, проходившая вдоль берега Волги, вступила в строй и позволила значительно увеличить воинские перевозки, усилить маневрирование составов, а впоследствии имела важное народнохозяйственное значение. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях – это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города. 

Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками (относились к Средне-Волжскому речному пароходству). На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани, было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов. В ходе боев 12 саратовских пароходов и баржей были потоплены вражеской авиацией вместе экипажами. 

Саратовцы явились одними из зачинателей массового народного движения в конце 1942 г. по сбору средств на закупку военной техники. 1 ноября 1942 г. колхозники артели «Сигнал революции» пригородного Ворошиловского (ныне Саратовского) района вынесли решение собрать деньги на самолет для Сталинградского фронта. Им стал Як-1 ? первый именной самолет фронту. Откликаясь на этот почин, колхозники области уже в ноябре 1942 г. внесли из своих личных сбережений 25 млн. 834 тыс. рублей, приобрели и передали представителям командования Сталинградского фронта 152 самолета. Движение охватило и другие слои населения области, предприятия, учреждения и организации, целевые взносы шли как на отдельные самолеты, так и на целые эскадрилья. Коллектив Саратовского подшипникового завода внес в Госбанк на постройку самолетов 909 тыс. рублей, артисты оперного театра им. Н.Г. Чернышевского – 815 тыс., научные работники института земледелия Юго-Востока – 500 тыс., учителя школ области – 1122 тыс. руб. 11 декабря 1942 г. секретарь обкома ВКП(б) П.Т. Комаров сообщил И.В. Сталину, что трудящиеся Саратовской области собрали на строительство боевых самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн. рублей. Новый этап движения в области и стране связан с почином колхозника из села Степное Ново-Покровского района Ф.П. Головатого, который 15 декабря 1942 г. внес в фонд обороны 100 тыс. руб. и персонально заказал на них боевой самолет для Сталинградского фронта. До конца войны жители области на приобретение боевой техники внесли 270 млн. рублей. На собранные саратовцами средства завод № 292 изготовил для фронта 1520 самолетов, из которых около 100 являлись именными, врученными на авиационном заводе известным советским летчикам.

Территория Саратовской области явилась крупнейшей лечебной базой сталинградских фронтов. К июлю 1942 здесь в составе Управления местного эвакуационного пункта (УМЭП-45) было развернуто и работало 77 госпиталей на 48262 койки, что составляло 8,5% от коечного фонда внутреннего тылового района страны. Из указанного общего количества эвакогоспиталей 31 госпиталь находился непосредственно в Саратове. В городе под госпитали были переданы лучшие здания: школы, зооветинститут, пединститут, гостиницы «Астория», «Московская» и др. 

Во время Сталинградской битвы наполнение саратовских госпиталей ранеными вдвое превышало (к октябрю 1942 г. коечный фонд был увеличен до 52 тыс.) оптимальные расчеты, а на одного врача приходилось до 100 и даже 200 раненых и больных. Об интенсивности притока раненых в разгар боев под Сталинградом свидетельствуют следующие данные. В ноябре 1942 г. в госпитали Саратова и области поступило 19 санитарных летучек, каждая по 1800 человек, а в глубокий тыл отсюда было направлено 16 военно-санитарных поездов, по 500 раненых и больных, в декабре 1942 г. соответственно 40 санлетучек и 18 санпоездов. В общей сложности во второй половине 1942 в саратовские госпитали поступило 220782 раненых и больных, а эвакуировано было 78434 человека. 

Большую роль в организации работы госпиталей и лечении раненых и больных внесли преподаватели Саратовского медицинского института. Главным хирургом эвакогоспиталей являлся профессор С.Р. Миротворцев, главным терапевтом Л.А. Варшамов, главным невропатологом К.Н. Третьяков. Почти каждый госпиталь имел у себя профессоров различных специальностей. В необходимых случаях высококвалифицированная помощь оказывалась путем выездов в районы профессоров С.Х Архангельского, Н.В. Захарова, Н.И. Краузе, М.П. Кутанина, П.Н. Николаева, А.А. Оглоблина, Л.С. Шварца, В.М. Угрюмова и др. В Саратове и области была налажена шефская помощь госпиталям со стороны предприятий, учреждений и учебных заведений. Она выразилась в снабжении госпиталей топливом и инвентарем, уходе за ранеными, стирке белья, выступлении с концертами и др. Постоянный рост числа доноров способствовал успешной работе «службы крови». Если в июле 1942 г. госпиталям области было отпущено 70,2 лдонорской крови, то в декабре 1942 г. – 254,9 л, а в апреле 1943 г. – 289 л. Госпитали Саратовской области во время войны осуществили прием 634304 человек, эвакуацию 150408 раненых и больных в глубокий тыл, лечение 483896 и выписку из них в часть и кратковременный отпуск 344325, или 71,14%, что признано специалистами весьма высоким показателем. 

После разгрома гитлеровских войск на Нижней Волге в Саратовской области возникло движение по созданию фонда восстановления Сталинграда. За короткий срок саратовцы внесли в него 6,5 млн. рублей, и уже 20 марта 1943 г. специальная делегация доставила городу-герою железнодорожный эшелон со строительными материалами. В дальнейшем многие промышленные предприятия города и области выполняли задания по производству строительных материалов, промышленного оборудования для возрождения хозяйства Сталинградской области. Тысячи саратовцев, организованных в строительные отряды и бригады, выезжали на восстановительные работы.

За военный период вузы Саратова выпустили более 6 тыс. специалистов. Кроме того, ученые города выполнили большое количество практических разработок в интересах промышленности и армии. В конце 1941 г. при Саратовском госуниверситете было создано бюро технической помощи и консультации под руководством профессора Б.А. Можаровского. Так, на кафедре химии СГУ (заведующий профессор Я.Я. Додонов) было изготовлено 20 походных лабораторий для Донского фронта. Здесь же были изобретены эффективные смеси для борьбы с тяжелыми немецкими танками. За весь военный период СГУ выполнил более 1 тыс. анализов для предприятий, завершил более 500 практических исследований, дал более 1,5 тыс. научно-технических заключений и провел более 2 тыс. консультаций по новейшим изобретениям. За крупные научные открытия и достижения группа научных работников университета - профессора А.М. Лукьяненко, Б.А. Можаровский, Н.И. Усов, В.В. Челинцев, П.В. Голубков и др. в ноябре 1944 была награждена орденами. Кафедра автомобилей и двигателей автодорожного института (ныне Саратовский технический университет) во главе с доцентом Г.К. Бутовским создала новую аппаратуру, позволявшую перевести автомобили на твердое топливо и природный газ. По заданию Генштаба Красной Армии кафедра мостов и строительства дорог обследовала и представила заключение по 250 искусственным сооружениям и объектам края. Практическое применение имела работа доцента Бойницкого в области маскировки автомашин, автоколонн, эшелонов, военных объектов.

В тяжелых военных условиях педагогические коллективы саратовских школ сделали все возможное, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Труд 22 работников просвещения Саратова в январе 1945 г. был отмечен орденами и медалями. Орденом Ленина была награждена учительница средней школы № 3 Мария Александровна Недельская, орденами Трудового Красного Знамени – учителя средней школы № 19 Дугина Надежда Петровна и Загрекова Наталья Александровна, учительница средней школы № 9 Левкова Надежда Александровна, учительница семилетней школы № 28 Юдина Надежда Савельевна.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что жители города Саратова внесли значительный вклад в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях и помощь Красной Армии, проявив тем самым массовый трудовой героизм и самоотверженность. 

 

Сохранение памяти о трудовом подвиге саратовцев в годы Великой Отечественной войны

 

В Саратове свято хранят память о тех людях, которые с оружием в руках защищали Родину и самоотверженно трудились в тылу для достижения Великой победы. Еще 26 сентября 1977 года на проспекте Энтузиастов у проходной Авиационного завода был открыт памятник «Героям фронта и тыла». Этот монумент, выполненный в виде высокой стелы и самолета – истребителя. Надпись на постаменте гласит: «Самолёт Як-3 установлен в честь советских лётчиков и коллектива трижды орденоносного Саратовского авиационного завода, выпускавшего эти истребители в годы Великой Отечественной войны». 

Памятники Героям фронта и тыла расположены также на улице1-я Детская, дом 36/40; у здания администрации Заводского района в сквере 70-летия Победы; в Ленинском районе, на 6-м квартале, в сквере Победы; у административного железнодорожного здания по адресу 1-й Станционный проезд, дом 14. Памятники труженикам тыла - в Парке Победы у входа в Музей трудовой славы и в сквере на 2-й Садовой улице, между улицами Серова и Симбирцева.

Увековечениепамяти тружеников тыла также выражается в установлении мемориальных досок.Так, на здании Саратовского нефтеперерабатывающего завода размещена доска, свидетельствующая о том, что завод «За заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Отечественной войны I степени. На вечное хранение передано Знамя Государственного Комитета Обороны», а на доме № 12 по ул.Челюскинцевпомещена мемориальная доска с надписью: «В этом здании размещался Президиум Верховного Совета РСФСР, эвакуированный в город Саратов в октябре 1941 года».

30 мемориальных досок в Саратове рассказывают жителям о госпиталях, располагавшихся в областном центре в годы Великой Отечественной войны. В Дни воинской славы и к памятным датамРоссийской Федерации у зданий с мемориальными досками проводятся митинги и мероприятия патриотической направленности. 

Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются к воинам - освободителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Цель данного издания – поименно назвать всех жителей Саратова, трудившихся в тылу на пределе человеческих возможностей во имя победы над врагом. Память о тружениках тыла сохраняется в наше время во многих школах и на предприятиях, где открыты комнаты боевой и трудовой славы.

Именами героев – тружеников тыла названы улицы Саратова. Так, улицав пос. Солнечный названа в честь И.П. Бардина - металлурга, академика АН СССР (1932), Героя Социалистического Труда (1945), лауреата Ленинской и Государственной (1942, 1949) премий СССР; который руководил проектированием крупных металлургических предприятий и созданием агрегатов, разработкой и внедрением в СССР непрерывной разливки стали и кислородно-конвертерного процесса. Еще одна из саратовских улиц носит имяВ.Н.Мамонтовой – селекционера, доктора сельскохозяйственных наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, одной из создателей метода ступенчатой гибридизации яровой пшеницы – основы современной мировой селекционной практики.

В Саратове активно идет процесс реконструкции архитектурных памятников и создания новых музеев. Ярким примером стало открытие Музея трудовой славы в Парке Победы. Этот масштабный проект был реализован при активном участии всех жителей области. В государственном музее сохраняется наследие, свидетельствующее о трудовой доблести жителей Саратовского края, внесших значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне, развитие экономики региона, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения и культуры. 

Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы» в деле сохранения исторического наследия работает в партнерстве с различными государственными структурами, общественными организациями. Ежегодно более 250 тысяч человек знакомятся с его экспозициями и выставками, становятся участниками мероприятий. 

Сегодня Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы», памятник-ансамбль «Журавли», Парк Победы – единый музейный мемориальный комплекс. Здесь проходят городские мероприятия и встречи, сюда идут люди чтобы прикоснуться к священным реликвиям боевой и трудовой доблести и славы.

Поделиться: