Дата публикации: 31 января 2019
Насколько нужна сегодня система наставничества при подготовке молодых специалистов, рассказала профессор ИПО КФУ Альфия Масалимова.
В советском фильме «Афоня» с Леонидом Куравлевым в главной роли есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок ребят-стажеров и прикрепляет их на обучение к опытным сотрудникам. «Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически», – говорит она.
Но то ли стажеры Афоне попались не те, то ли наставник не тот, но система наставничества не сработала. Насколько нужна она сегодня и какие требования к наставникам выдвигаются , рассказала один из известных в России специалистов, занимающихся проблемами наставничества, профессор кафедры дошкольного и начального образования ИПО КФУ Альфия Масалимова.
"Современные существующие педагогические идеи, подходы, концепции, ориентированные на модернизацию системы среднего и высшего образования, не в полной мере обеспечивают подготовку специалистов для работы в современных организациях, которые характеризуются информатизацией, интеллектуализацией и быстро развивающимися техниками и технологиями.
Более половины объема профессиональных знаний выпускники учебных заведений вынуждены получать непосредственно уже в своей профессиональной деятельности.
Следовательно, организациям, которые получают таких выпускников, приходится искать оптимальные формы их профессионального дообучения, одной из которых и является наставничество".
По мнению профессора, сегодня рост интереса к наставничеству заключается в том, что это достаточно универсальный и эффективный способ обучения сотрудников на рабочем месте. С научной точки зрения, наставничество – это процесс обмена знаниями, социальным опытом, а также психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, профессиональном развитии.
Эксперт напомнила, что система наставничества в России зародилась сразу после Октябрьской революции, но в определенный момент времени была прервана.
"Эта прерванная наставническая деятельность в период перехода к рыночным отношениям, смены профессиональных интересов и потери устоявшихся корпоративных ценностей послужила причиной исчезновения механизмов обеспечения ее преемственности, что отрицательно сказалось на методологии осуществления наставнической деятельности в современных условиях".
Большинство исследований, посвященных наставничеству, были в основном разработаны в советский период.
"Именно тогда работало множество заводов, молодые специалисты которых так нуждались в наставниках. И поэтому ученые активно изучали данную проблему".
Но с распадом СССР страна столкнулась с социально-экономическим проблемами, в результате которых были закрыты многие заводы и предприятия, и, соответственно, интерес к исследованию проблемы наставничества был прерван. Однако с начала 2000-х наставничество в России вновь возрождает свои традиции.
Наставничество советского периода считалось узкопрофильным, то есть за стажером был закреплен конкретный наставник, соответствующий профессиональным обязанностям стажера. В настоящее время наставничество носит полипрофессиональный характер, заключающийся в том, что стажеры, проявляющие интерес не только к своим обязанностям, но и к разным сферам профессиональной деятельности, могут обращаться за помощью к наставникам разных квалификаций и уровней.
"Теперь термин «наставничество» можно услышать практически в любой сфере: профессиональная деятельность, характеризующаяся высокой степенью риска; производственные предприятия, в которых периодически обновляются технологические процедуры и оборудование; медицинская сфера; IT-производство, система образования".
Ученым КФУ разработана и адаптирована программа подготовки наставников предприятий.
"Так как на предприятии работают выходцы не из педагогически вузов, а будучи наставником, они обязаны знать психолого-педагогические методические аспекты донесения информации до стажера, то разработанная мною программа позволяет им сформировать психологические, педагогических, методические и коуч-компетенции, необходимые им для осуществления наставнической деятельности".
Механизм полипрофессионального взаимодействия наставников и стажеров, разработанный А.Масалимовой, уже не один год применяется в ОАО «Татнефть».
Для ученых КФУ представляет интерес и внедрение наставничества в системе высшего образования.
"Актуальность внедрения данной формы именно в системе образования обусловлена тем, что, согласно статистическим данным, около 30% молодых педагогов уходят из образовательных организаций после первого года своей работы. Это происходит по разным причинам. К одной из таких причин можно отнести то, что уже с первого дня работы молодой педагог несет ту же ответственность что и другие педагоги, работающие не первый год. Кроме того, администрация, коллеги, родители ожидают от молодых педагогов такого же профессионализма, как от опытных педагогов".
В КФУ система наставничества начала формироваться с 2015 года.
"В нашем университете разработан и внедрен через электронное наставничество механизм междисциплинарного взаимодействия наставников и стажеров. Проект направлен на обеспечение профессионально-дополняющего характера сотрудничества наставников - преподавателей различных дисциплин с молодыми преподавателями, проявляющими интерес не только к своим дисциплинам и профессиональным обязанностям, но и к другим сферам профессиональной деятельности.
К примеру, стажера - преподавателя информатики интересует психолого-педагогическая сторона проекта. В этом случае он обращается к наставнику - преподавателю психолого-педагогических дисциплин. Или же стажера - преподавателя иностранных языков могут заинтересовать информационные вопросы. И тогда он обращается за помощью к преподавателю информатики".
По словам ученого, особенность такого рефлексивно-диалогического взаимодействия заключается в том, что чем разнообразнее команда, то есть состоит из наставников различных дисциплин и молодых учителей, тем масштабнее результат ее работы, так как включаются полиаспектные уровни решения проблемы за счет комбинирования разнородного опыта профессиональной деятельности, повышающего в сумме конкурентоспособность командного проекта.
"Такое рефлексивно-диалогическое взаимодействие наставников и молодых учителей различных дисциплин предполагает взаимообмен их интеллектуальными потенциальными возможностями, приводящий к профессиональному росту как стажеров, так и наставников".
Данный механизм приобретает актуальность в связи с постоянно происходящими обновлениями в современной социально-экономической и политической жизни общества, требующими профессиональной и социальной мобильности сотрудников, их умений работать в команде для коллективного принятия решений и выработки правильной стратегии ориентации в нестандартных профессиональных ситуациях.
"Суть превосходства такой команды наставников и стажеров различных дисциплин и профилей заключается в том, что чем разнообразнее команда, тем масштабнее результат ее работы, так как обеспечивается полиаспектное решение поставленной задачи за счет комбинирования разнородного опыта деятельности, повышающего в сумме конкурентоспособность командного проекта. А это очень важно в условиях глобальной конкуренции: уметь работать в команде специалистов различных сфер, отраслей. Именно такое командное решение проблемы выведет вуз на более высокие позиции".
Если вспомнить нерадивого Афоню с его известной фразой «А мне студентов навязали, практикантов! Учу вот!», главное, что получают наставники, – это моральное удовлетворение от своей деятельности. Вырастить специалиста, видеть его результаты и достижения профессионалу всегда будет приятно.
Источник: http://kazan.bezformata.com/listnews/professor-kfu-ob-institute-nastavnichestva/72554040/