Дата публикации: 26 июня 2019
25 июня состоялась вторая международная конференция в гостинице "Узкое" в рамках работы Международного центра передовых исследований Российской академии наук (МЦПИ РАН). Цель Центра - организация научных международных семинаров и групп, работающих по принципу "мозгового штурма". Долгожданный проект для отечественной науки уже доказал свою эффективность в развитых странах мира. Ведущие ученые собираются вместе, чтобы определить цели и совместные задачи, стоящие перед современной наукой. Формат открытых дискуссий позволяет формировать новые идеи для будущих исследований в самых разных отраслях науки.
Вторая встреча в формате "мозгового штурма" посвящена истории и новым методам преподавания истории в школе. Над проектом работают Институт всеобщей истории РАН при поддержке президиума Российской академии наук, отечественные и зарубежные исследователи и эксперты. На это раз конференция объединяет коллег из России, Австрии, Болгарии, Германии, Израиля, Польши, Швейцарии. Между участниками "мозгового штурма" выстроились долгосрочные тесные отношения, поэтому атмосфера конференции теплая и дружественная. Это позволяет максимально эффективно обмениваться опытом и новыми идеями. Среди участников встречи: президент Российской академии наук Александр Сергеев, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян и научный руководитель Института космических исследований РАН, академик Лев Зеленый.
Участников международной конференции приветствовал президент Российской академии наук Александр Сергеев. Президент РАН подчеркнул, что в современных условиях важен единый взгляд на те или иные исторические события.
"Мы в Российской академии наук продолжаем работать над новой формой взаимодействия в формате "мозговых штурмов". Это уже вторая встреча в рамках этого проекта. Тематика, выбранная сегодня - очень актуальна. Есть вопросы, связанные с масштабами взаимодействия между разными государствами. Они важны, потому что определяют и экономику, и культурное взаимодействие, и взаимодействие языков, и т.д. У всего этого есть свое поле для изучения в рамках истории. И важная роль историков состоит в выстраивании общей для нас истории, общего взгляда на события, происходящие в мире.
История - объективная наука. И эта объективность наступает тогда, когда все историки из разных стран мира соглашаются друг с другом в трактовке того или иного события".
По мнению президента РАН, важно также правильно выстраивать отношения со средствами массовой информации.
"Современное общество стало информационным, поэтому наша обязанность перед СМИ как ученых нести объективное знание. Чтобы это знание в нашей трактовке доходило до общества. Наш голос должен быть громким. Особенно это касается гуманитарных наук. Поэтому роль таких встреч в доверительной обстановке, в формате открытой дискуссии очень важна как процесс накопления объективного знания по актуальным вопросам взаимодействия между странами мира".
Отечественные и зарубежные историки и преподаватели обсудили разнообразные вопросы исторического знания. О роли учителя в преподавании истории рассказала доктор исторических наук, профессор из Университета Тель-Авива (Израиль) Вера Каплан. Профессор вспоминает, что очень удачным был опыт, когда преподаватели истории сами писали учебники. Именно в таких учебниках, помимо исторических фактов, прослеживалась та или иная методика преподавания. Доктор исторических наук, профессор, преподаватель Варненского свободного университета "Черноризец Храбъ" (Болгария) Румяна Михнева подняла вопрос о связи истории и болгарской идентичности. Лешек Заштовт (Польша) - сопредседатель Комиссии историков России и Польши, доктор исторических наук, профессор рассмотрел разницу между традиционной и постмодернистской историей. Корин Амашер - доктор исторических наук, профессор из Швейцарии поделилась взглядом на взаимодействие истории и общества.
Встреча завершилась оживленной дискуссией о роли учителя, о его личности и человеческих качествах.